Традиционный лагерь в Крыму Стол-Гора 2007

Хамула Дмитрий
Чечина Алла, Чечин Кирилл

Вступление

Первоначально местом для размещения лагеря был предложен район урочища Чигинитра. Так повелось, что все сходки для обсуждения предстоящего лагеря происходили возле театра Музкомедии. Здесь собирались все участники и желающие, знакомились, решали организационные вопросы, обсуждали все тонкости, в общем велась подготовка к поездке. В общей сложности собралось 19 человек и французский бульдог Боня. Андрей, которого привел к нам Митя, познакомил всех с уже хорошо хоженым Михаилом. Михаил в свою очередь предложил расположить лагерь не на Чигинитре, а на Стол-Горе. То ли уверенность Михаила, то ли его опыт и возраст повлияли — большинство (или даже все) согласилось с ним. Решено — Стол-Гора. Поначалу меня очень смущал тот факт, что с нами едет много незнакомых людей, к тому же половина из них были дети. Но как потом оказалось, все не так страшно, даже наоборот, было интересно.

1-й день (28.07.2007) — Прибытие в с. Генеральское. Начало пути

Заранее было договорено, что основная группа от Алушты добирается к с. Генеральское маршруткой, а оттуда пешком к Стол-Горе. Михаил с дочерью Надей и Саньком Глуцким (с Саней я познакомился уже в поезде) должны были идти к Стол-Горе от с. Перевальное.
В Симферополе Калян и я отправились в КСС для регистрации. Доброжелательный дежурный внес нужную информацию, дал несколько напутственных советов, мы обменялись с ним телефонами и затем вернулись к своей группе.
По приезду в Алушту, мы встретились с Митей, который приехал сюда намного раньше. Найдя нужную маршрутку и долго не торгуясь с водителем, кое-как наша группа затолкалась в салон. Дорога к Генеральскому заняла меньше часа.
В селе мы выгрузились и расположились на обочине дороги. Именно на этом месте, перед началом пешего пути, стало ясно — слишком много ручной клади. Никто из нашей группы в этих местах не был, неизвестно было за сколько мы доберемся к месту встречи с группой Михаила. Было решено запастись водой.
Т.к. с нами было трое художников, каждый из них взял с собой по этюднику и другие приспособления. В наличии было еще несколько сумок, котелки и, конечно же, гитара. Набрав три 5-литровых бутля воды и предварительно спросив у местных дорогу, вся наша группа уверенно начала свой путь.
Поскольку передвигались мы очень медленно и теряли много сил, на первом же привале (окраина с. Генеральское) было решено попробовать переносить вещи частями. Не знаю на сколько это получалось быстрее, но сил на это уходило меньше.
Медленно, но уверенно, группа измотанных уставших безумцев продвигалась в сторону Стол-Горы. Гору было видно еще с Генеральского и, судя по названию, мы сразу ее узнали. Пройдя какой-то водосборник, вскоре мы дошли до развилки промаркированных маршрутов. Как потом оказалось, одна из них вела к водопаду Джур-Джур, а другая к нашей горе. Дело было к вечеру и после недолгих споров мы разбили лагерь на ночевку. Оперативно был приготовлен ужин, после которого все расползлись по палаткам (а некоторые решили спать возле костра).

Ужин

2-й день (29.07.2007) — Путь к Стол-Горе. Прибытие на место

Утром, после завтрака, наш путь продолжился и был не менее трудным, чем вчера. Стараясь идти по маркерам, изучая карту и делая разведки, мы добрались до водозаборника, от которого шла длинная труба вниз к селу. У всех был изнуренный вид, идти было действительно тяжело. Ручная кладь была существенным балластом. Недалеко от этого места мы остановились на обед. Стоянка была весьма длительной, поскольку после обеда я и Калян пошли в разведку. Хотелось уже, наконец, знать по каким тропам конкретно идти. От места стоянки мы с ним дошли до огромной поляны у подножья самой Стол-Горы. После этой разведки было решено, что Марина с сыном Сашей и четырехлетняя Маришка останутся с частью вещей на стоянке, а по прибытию основной группы к горе, за ними вернутся. Так и произошло. Общими усилиями мы добрались к нашей цели, где встретили недавно прибывших Михаила, Надю и Санька.
Сразу же было организовано команду, мы опустошили рюкзаки и вернулись за оставшимися. К восьми вечера у подножья Стол-Горы собралась вся наша компания, а к десяти в метрах 50-ти от родника Сулух-Оба стоял уже полноценный лагерь.

3-й день (30.07.2007) — Оборудование лагеря. Осмотр окрестностей

Утром, к восьми часам дежурные уже стучали посудой, призывая всех на готовый завтрак. Дежурство в лагере проходило не по графику, вопрос «Кто дежурит?» решался почти всегда на лету. Четкого графика никто не составлял, в итоге некоторые проводили больше времени с котелками у костра, чем остальные. Это следует отнести к недостаткам нашего мероприятия.
После завтрака все начали приводить лагерь в порядок. Прекрасная половина занималась распределением и расфасовкой продуктов, оборудовала кухню; Михаил соорудил неподалеку летний душ (а вскоре Аленой и Таней Ж. был сооружен еще один душик из листьев папоротника!); мы же с парнями стаскивали со всей округи дрова, ломили, трощили и вскоре собрали немалый их запас. Санек скотил со склонов несколько больших свежих напиленных кем-то пеньков, которые мы установили вокруг кострища (с кострища мы выгребли больше ведра пепла) вместо старых бревен. Так же был почищен родник Сулух-Оба. Калян соорудил из нескольких иконок оберег.

Оберег лагеря 2007

Оборудование лагеря и все такое, это, конечно же, интересно, но пора бы уже посмотреть местность. Особо не церемонясь, около 3-х дня Танюха, Калян, Санек и я поднялись на Стол-Гору Тырке-Яйлы. Наверху мы свернули к ближайшему обрыву горы, который находится на восточной стороне яйлы. Отсюда было видно всю округу. Караби, Орта-Сырт, Долгоруковка, и населенные пункты вдоль морского побережья окружали нас с разных сторон. Наконец-то! Сво-бооо-дааа!!! Чувства переполняли нас — мы дурачились как дети, кричали, фоткались и миловались окружающей природой. Обходили Тырке по краю со стороны Хапхальского ущелья. Отсюда открывался прекрасный вид на Демерджи. Мы рассматривали разные горы, отыскивая их на карте и узнавая названия.

И где тут мы?

Вскоре был замечен небольшой грот в одном из разломов яйлы. От него мы отправились к триангулятору и вскоре возвращались уже в лагерь. По дороге встретили Надю и художницу Таню с установленным этюдником и остальными прибамбасами, наносившую первые штрихи на холст.

Сразу за дело

После трехчасовой прогулки по Тырке, ребята спустились в лагерь, а я остался на горе с желаньем изучить карту. Переполненный впечатлениями к вечеру я вернулся в лагерь. Все занимались кто чем: кто дежурством, варганя что-то на ужин, кто играл на гитаре, детишки бегали по лагерю, играя с французом Боней, а кто-то просто сидел у костра и слушал песни Каляна.
После ужина кто-то подал идею сыграть в Крокодила. Народ разделился на две команды и начались загадывания слов. Я отказался от участия, лишь сидел в стороне и наблюдал. Игра была веселой и забавной. Хорошо запомнилось профессиональное выступление Мити, где он без единого звука смог олицетворить слово «Воздержание» :) Крокодил затянулся до поздней ночи, после чего люди потихоньку разбрелись по палаткам.

4-й день (31.07.2007) — Радиальный выход на Караби-Яйлу

Уже в 8:20 дежурные насыпали овсяную кашу.

Подходите за добавкой!

На этот день был запланирован радиальный выход на Караби, а точнее планировалось взойти на гору Кара-Тау и посетить пещеру Тай-Коба. Так, после завтрака начались сборы и к 11-ти часам группа желающих выдвинулась в путь.
По хребту Таш-Хабах мы подошли к т/с Су-Ат. Поднявшись немного вверх по дороге, обнаружили поворот влево, ведущий, как потом оказалось, к небольшому водоемчику, заросшему лопухами, и бочке, из которой через трубу выбивала струя холодной ключевой воды. Все по очереди начали умываться и обливаться, пополняя запасы холодной водой. Здесь было решено сделать небольшую стоянку. В маленьком, метров 3×4, пруду водилась куча лягушек, что очень заняло детей. Минут через 30 Марина раздала желающим немного изюма и мы пошли дальше.
Много времени подъем не занял, мы шли налегке умеренно и старались не растягиваться. Буранувшись по бездорожью через лес, мы оказались на большой поляне горы Кара-Тау, а вскоре поднялись и на вершину. Перед нами открылись широкие просторы Караби, а с противоположной стороны виднелась наша Стол-Гора. Наверху, неподалеку от памятника, стоял тур, оборудованный украинским флагом. В нем кто-то из детей обнаружил небольшой термос, в котором оказалось несколько листов бумаги, скрученных трубой. На них мы прочитали пожелания, отклики, имена многих людей, посетивших эту гору и с удовольствием оставили свои.

Оставляем свои имена

В сотне метров от тура мы посетили пещеру Тай-Коба. Потихоньку по крутому и болотистому спуску мы спустились в пещеру. Это была первая пещера, в которой мне доводилось быть. Тай-Коба состоит из двух частей: в первой части вход находится снаружи (собственно вход в пещеру); для входа во вторую часть нужно пролезть через небольшую дыру (диаметром в пол метра), расположенную на боковой стене. Испытывая большой интерес, мы с Саньком проникли во вторую «комнату» и, сделав несколько снимков, стали выбираться наружу, так как разрядились батарейки в фонариках.
На карте указана еще одна пещера на северо-западе Кара-Тау, но наши поиски не увенчались успехом и после небольшого перекуса мы вернулись домой.
Вечером в лагере велись обсуждения следующей радиалки. Поскольку некоторые продукты были на исходе, решено было пойти к водопаду Джур-Джур, а после в Генеральское пополнить запасы.

5-й день (01.08.2007) — Спуск в ущ. Хапхал. Доставка

Мы договорились с Михаилом, который делал свои радиалки и жил в лагере почти независимо ни от кого, встретиться возле спуска в Хапхал, чтоб в итоге вместе сделать доставку.
Тропа, о которой говорил Михаил, находится на стыке Тырке и Демерджи. Утром, позавтракав и собравшись небольшой группой (Ковалёвы, Марина, Таня Л., Андрей Ж. и я), мы поднялись на Стол-Гору и отправились на поиски спуска, стараясь идти по краю, дабы не пропустить нужную тропу. Пройдя через всю яйлу Тырке, мы дошли до живописного места, где наша дорога разходилась в три разные стороны. Красивый пейзаж нам очень понравился и художница Таня взяла его на заметку. Это место мы назвали «Три дороги». Немного побродив в этом районе, мы нашли спуск в ущелье, но Михаила с ребятами здесь не оказалось и было решено спускаться вниз. Хорошая хоженая тропа превращалась в заброшенный и заваленный деревьями серпантин — спуск был довольно экстремальным и опасным.

Тропа в ущ. Хапхал

Вскоре мы услышали голоса, догонявшие нас, а затем увидели и знакомые лица. Это были Михаил с Надей, Алла с Кирей и Санек с видеокамерой :) Через некоторое время нашим спутником стал веселый ручеек, который постепенно пополнялся притоками и вскоре превратился в небольшую речушку. Спустившись вниз, мы сделали передышку, умывшись и ободрившись холодной водой. Спускались довольно долго, но внизу тропа была хорошая и мы продолжили путь уже намного веселей.
Не доходя до водопада, мы перекусили консервами и еще чем-то, расположившись возле забавного дерева. Нужно было уложить Маришку спать и через водопад мы с Каляном и Саньком проходили уже втроем. Наши девушки остались ждать возле речушки. После Джур-Джура мы ринулись в село за продуктами. По дороге нас застал теплый вполне оправданный ливень, который быстро стих. Затарившись едьбой и питьем, я и Саня отправились в лагерь, а Калян возвратился к девушкам. Михаил и компания, которые давно вырвались вперед, пошли в лагерь отдельно от нас. Мы же с Саньком по пути блуканули, что в значительной мере отразилось на времени нашего прибытия в лагерь.

6-й день (02.08.2007) — Организация дюльфера. Встреча с командой туристов

В этот день мы решили поупражняться с веревкой, ну не зря же тащили с собой две бухты 10-ки по 60 м! Было большое желание поспускаться дюльфером, хотя и опыта никакого (лично я в своей жизни дюльферился всего пару раз). Подходящим местом для сего мероприятия нам показался скальный участок возле большой поляны под Стол-Горой. Собравшись гурьбой желающих почувствовать себя альпинистом, мы пошли к поляне. Веревка, штук 15 карабинов, две системы — все это было у нас благодаря семье Максимовых, которые нам всячески помогают, за что им огромное спасибо! Так же в наличии имелась каска, которую они подарили Ковалёвым, когда провожали всех на вокзале.
Подходящий участок для дюльфера мы искали около часа, да так и не нашли — то слишком высоко, то слишком низко, то не за что веревку прикрепить. В общем, по моему, отсутствие навыков в этом деле помешали нам сделать хорошую отвесную трассу, да и детей по такой не спустишь. Поэтому трассу мы проложили на крутом склоне. Здесь большинство добровольцев впервые спускались дюльфером. Я держал в руках страховочную веревку, Калян пристегивал людей к рабочей, Танюха же страховала внизу, помогая всем отстегнуть карабин от веревки, а также иногда кричать «Веревка свободна!». Спускались все, кроме меня и Танюхи, большинство по нескольку раз. Даже Маришка в свои неполные 4 годика с удовольствием спустилась!

Первый дюльфер в 4 года

Под самый конец, когда мы начали сматывать удочки, проморосил короткий и слабенький дождик. Этот день вообще был прохладным по сравнению с остальными. Перед самым нашим уходом над Хапхалом совсем неожиданно показались большие и пушистые белые облака, покрывающие Тырке и Демерджи. И когда мы уже приближались к лагерю, склоны нашей горы омывались густыми облаками. Впервые я побывал в облаке. Не скажу, что это неописуемо и чудесно, но было очень интересно. Вот только все время до следующего утра в лагере было очень сыро. С деревьев постоянно капало, а при дуновении легонького ветерка создавался небольшой дождик. К вечеру погода портилась — становилось холодно и зябко.
После ужина мы сидели, допивая чай, когда увидели группу (человек 15) с рюкзаками, спустившуюся с горы. Во главе с руководителем лет сорока группа подростков молча прошла через наш лагерь и остановилась рядом с нами. Сбитые с толку, мы минутку переглядывались между собой, затем подошли, дабы познакомиться и узнать их дальнейшие намерения. Поговорив с руководителем и некоторыми участниками, мы выяснили, что их группа держит путь на Караби, а сами участники похода были с разных городов Украины. Старшой объяснил нам, что у нас они погостюют только до утра, а утром продолжат свой путь. Ребята здорово подмерзли, спешили разложить палатки да развести костер. При такой погоде костер обещал разгореться не скоро, а о кипятке в ближайшее время не могло быть и речи. Поэтому мы предложили им свой чай и пригласили к костру, предупредив их захватить свой сахар :) Народ с радостью и благодарностью согласился, все начали доставать посуду и подходить по очереди на разлив. Чай быстро закончился и мы поставили еще воды на костер. Руководитель группы был не очень общителен и даже немного угрюм. Может, для него был большой неожиданностью тот факт, что это место кем-то занято. Теплой беседы у нас не получилось. Отогревшись и поблагодарив за гостеприимство, ребята ушли к себе, а на следующее утро оперативно собрались и покинули Стол-Гору.

7-й день (03.07.2007) — Уход троих членов группы. Приезд гостей. Выход на Тырке-Яйлу

В этот день нас так же покинули Санек с Михаилом и Надей. Планами Михаила мы сильно не интересовались. Неизвестно было, куда они дальше пойдут.
Мобильная связь в нашем районе была далеко не везде и не всегда. Ближайшим местом, где почти всегда прощупывалась связь, было место на небольшом утесе в начале хребта Таш-Хабах. Рядом располагалась маленькая полянка, усеянная разнообразными цветами. Сюда часто ходили те, кому нужно было позвонить родным и близким, колдуя над телефоном. Поэтому, это место мы назвали «Поляна спиритизма» :) В этот день к нам должны были приехать одногрупник Коли и Тани — Макс — и его товарищ Андрюха. Так совпало, что во время нашего лагеря ребята собирались в Крым на рок-концерт и была возможность заглянуть к нашему костру. Поэтому сегодня Калян ходил на «спиритический сеанс», чтобы договориться с ребятами и нормально их встретить. Дождавшись назначенного времени, он и Алена отправились в Генеральское, где и было договорено встретиться с гостями.
Тем временем я с Танюхой, неудовлетворенные вчерашним дюльфером, отправились на поиски в надежде спуститься по нормальной трассе. Мы прошли под самыми стенами Стол-Горы с восточной стороны. Здесь были нормальные участки для трассы, но загвоздка заключалась в том, что, спустившись, нужно было огибать всю гору, чтобы вернуться наверх. Так, мы дошли до того самого места, где располагалась вчерашняя трасса.
Возвращаясь домой, в лесу, вдалеке увидели Каляна. В недоумении мы отправились к нему. Как оказалось, ребят он встретил и по пути в лагерь решил разведать одну дорогу, в результате чего нашел короткий путь. По этой дороге втроем мы спустились вниз, где ожидали уставшие Макс и Андрей.
Быстро добравшись до лагеря, мы познакомили со всеми прибывших гостей. Гости начали доставать из своих рюкзаков принесенные гостинцы — несколько килограмм свежих овощей, из которых был успешно приготовлен салат :) Кроме того, в Генеральском Калян с Аленой прикупили некоторые продукты, сделав таким образом небольшую доставку. Парни разложили свою палатку и после ужина мы отправились на гору, чтобы показать ребятам (и самим посмотреть) окружающие красоты. Но каково было наше удивление и восторг, когда мы выбрались на Стол-Гору! Вокруг яйлы ниже наших пят плавали белоснежные лохматые облака :) Генеральского не было видно вообще! Можно было лишь показать, где оно находится, тыкнув пальцем. Такой пейзаж в сочетании с неповторимым закатом потряс всех нас. Больше часа мы разгуливали по Тырке, фотографируясь на фоне облаков и заходящего за горизонт солнца…

Отличный вид на с. Генеральское :)

8-й день (04.07.2007) — Радиальный выход на Демерджи-Яйлу

В этот день нам предстояла радиалка на Демерджи-Яйлу, на которой до этого мы ни разу не были. Проснувшись рано утром и оперативно позавтракав, уже в 9 утра группа из 14-ти человек отправилась в путь.

Возле «Трех дорог»

Погода была ясной и солнечной. Задержавшись немного на Стол-Горе, мы подошли к «Трем дорогам» и продолжили путь по средней из них. Таким образом, мы двигались в сторону Северной Демерджи по северо-западной стороне яйлы, недалеко от ущелья Курлюк-Баш. По пути мы сделали небольшой перекус и передых, прячась от солнца под парой березок. К полудню добрались до западного края Демерджи, где перед нами открылся чудесный вид на Чатыр-Даг-Яйлу. Где-то под нами неподалеку должна была быть пещера МАН, в которую мы так и не попали. Отдохнув немного на обрыве, мы наметили свой курс на г. Северная Демерджи по пологому склону. Минут через двадцать мы выкарабкались на гору. Обзор здесь просто шикарный! После Северной Демерджи мы спустились по южному ее склону в еловую рощицу, где расположились на обед, расстелив коврик вместо стола :)
На меню был большой кусок сыра «Моцарелла», пара буханок хлеба, колбаса, сало, а также лук с чесноком. Росинка, разрезав все на кусочки, наделала для всех бутерброды. К этому времени (около 2-х дня) все хорошо проголодались, бутерброды конечно это не суп на костре, но все ели с большим аппетитом.

Обед

Поскольку мы Маришку взяли с собой, нужно было уложить ее спать. Большая часть группы захотела вернуться в лагерь, а мы — Калян, Макс, Андрюха и я — решили взобраться на Южную Демерджи, ну а Танюхе нужно было остаться на этом месте с ребенком и уложить его спать.
Возвращавшимся в лагерь на всякий случай был выдан компас, т.к. Демерджи плато не маленькое, а идти предстояло по неизвестной дороге. Спустившись немного вниз от места обеда, мы дошли до развилки. Одна дорога сворачивала на север, в сторону Тырке-Яйлы, другая же — на юг, в сторону Южной Демерджи. Здесь выяснилось, что Алла потеряла свой мобильник и вынуждена была вернуться на его поиски. К счастью, она его нашла — стоило ей сказать что-то вроде «Господи, помоги мне найти эту железяку», ей на глаза попался лежавший в траве, как ни в чем не бывало, телефон. На развилке мы разделились — группа в составе Алены, Аллы, Тани Ж., а также детей отправилась в лагерь, мы же с парнями пошли посмотреть одну из самых привлекательных гор Крыма. Поднимаясь, мы встречали людей, таких же туристов как и мы. Да и местные тоже встречались, которые умудрились выехать на гору автомобилем. Поднявшись наверх, мы отправились к триангулятору, располагавшемуся в самой южной точке горы над самым обрывом. Южная Демерджи действительно очень красива, как и прекрасен вид из нее — на триангуляторе аж дух захватывало, это было нечто! Огромные каменные глыбы, разбросанные по склонам горы, потрясли своим видом! Полазив по горе, получив массу положительной энергии, мы возвратились за Танюхой и выспавшейся Маринкой. По пути в лагерь делились своими впечатлениями, эмоциями, встретили пару угрюмых всадников на лошадях и к восьми вечера были уже дома.

9-й день (05.07.2007) — Выход на Яйлу Орта-Сырт

В сей день никаких массовых радиалок не предвиделось. Сегодня все решили отдохнуть от походов. Но все-таки был маленький выход на яйлу Орта-Сырт (орта — средний на древнегреческом, а сырт на крымско-татарском — безлесное плоскогорье), представлявшую для меня большой интерес.
Итак, вчетвером — Коля, Максим, Андрей и я — мы отправились на плато Орта-Сырт, вернуться обещали к обеду. Времени было предостаточно — 5 часов. Спустившись от родника Сулух-Оба к хорошей дороге, мы дошли по ней до т/с Партизанская поляна. Отсюда вдоль речки Бурульча (тогда она представляла собой маленький ручеек) приближались к среднему плато. Макс и Андрюха быстро уставали (видно с непривычки) и постоянно отставали от нас. На пути нам встретились заросли огромных лопухов, таких экземпляров мы в жизни еще не видели!

Вот такие лопухи…

Возле г. Юки-Тепе встретили троих парней, покорявших Крым. Немного поболтав и вместе посмотрев карту, мы с ними разошлись. Ребята сказали, что ночевали на этой горе, и почему-то были уверены, что это была Орта-Сырт :)
Дорога к подножью плато заняла около часа. Наконец, мы поднялись по крутой тропе наверх. Здесь мы нашли несколько памятников погибшим во время ВОВ партизанам. На большой-большой поляне, возле большого-большого перекрестка дорог сооружен маленький тур с большой буквой «Б» и стрелочкой, указывающий путь к р. Бурульча.

Возле тура-указателя

Далее мы отправились к памятнику в виде самолета на высокой подставке, который отмечен на карте. Нам было немного удивительно встретить прогуливающуюся налегке по пустынной Орта-Сырт барышню. Лишь потом, возвращавшись назад мы заметили вдалеке от нас палатку, скрывавшуюся за кустарником :) Прогулка вышла доволи интересной и спокойной, хотя назад мы уже немного спешили и возвратились в лагерь как раз к обеду, как и было обещано :)

10-й день (06.07.2007) — Провожание гостей. Радиальный выход на хр. Кара-Тау

Утром Макс и Андрей собрались уезжать на концерт. Мы, конечно же, стали их упрашивать остаться и поменять свое решение. Но лагерь не был целью их приезда в Крым и, собрав вещи и попрощавшись со всеми, они отправились в Генеральское на маршрутку. Тем временем в лагере готовились к очередной и последней вылазке, главной целью которой были хр. Кара-Тау и т/с Ай-Алексий. Состав групп, выходивших на радиалки, всегда был разным — часто люди ходили в другие места, в отличие от основной группы, некоторые оставались на лагере дежурить, художники, уединяясь от всех, писали-творили (хотя в этой радиалке участвовали все трое).
Пройдя «Поляну спиритизма», мы вышли на хр. Таш-Хабах и по нему направились к Су-Ату. Вскоре мы встретили двух слегка озадаченных, но не отчаивающихся парней :) Это были наши парни, которые на пути в с. Генеральское вышли на хребет и пошли совершенно в другую сторону. Не задерживая всю группу, Калян остался с ребятами, чтобы объяснить куда и как идти. Мы же, пройдя минут десять, стали дожидаться его и вскоре он вернулся, нарисовав Максу и Андрею на листе как можно подробней схему их маршрута. Теперь ребята пошли наверняка в Генеральское, а мы продолжили путь.

На перекрестке путей

Через Су-Ат наша группа потопала наверх на Караби. Не карабкаясь через лес, как в прошлый раз, на поляну горы Кара-Тау мы попали по нормальной дороге. Поднимаясь на вершину, мы заметили, что флаг (а точнее ветка, на которой он крепился) сломан. Подходя ближе к туру, на котором был установлен флаг, народ начал поднимать с земли обрывки бумажек. Те, кто был здесь в прошлую нашу радиалку, с ужасом начали осознавать, что это были за обрывки. Неужели кому-то не понравилось то, что было написано на этих листах? Неужели эти люди не захотели оставить на них свои имена? Возмущенные таким вандализмом, мы починили флаг, собрали все обрывки, которые нашли и оставили их в камнях тура. Маленький термосок так и не отыскали. Затем мы побывали в пещере Терпи-Коба.

В пещере

После нее по хребту отправились к г. Тай-Коба — самой высокой точке на Караби. По пути мы увидели вдали на Караби еще несколько пещер. В группе появились желающие пойти туда, но, отправившись в другие пещеры, мы могли бы не успеть побывать в намеченных местах. С горы Белая открывался очень красивый вид и здесь было очень ветрено.

Ветренная вершина

Дело было к двум часам и Тане надо было уложить Маришу спать. Но ближайшим подходящим местом для этого была т/с Ай-Алексий, поскольку только там, как мы знали, есть вода. После неудачной попытки собрать неугомонный и впечатленный народ мы с Танюхой и Маринкой начали спускаться с горы. Увидев нас отходящих, остальные начали спускаться вслед за нами. Нужно было спуститься на дорогу, которая проходила возле г. Ликон. Тут я допустил большую ошибку, пойдя по крутому и опасному склону. Мы с Таней довольно быстро спустились, Маришка уснула у меня на руках. А вот остальных мы дожидались долговато, их не было даже видно из-за кустарников на склонах. Безуспешно покричав минут десять мы решили отыскать Ай-Алексий. В спешке добежали до родника и я вернулся на поиски остальных. После этого спуска группа наша разорвалась на части и, возвращаясь, я встречал справедливо недовольные лица, высказывавшие свое возмущение произошедшему. Случай был довольно неприятный, после него в группе стояла сильная напряженка, из-за чего возникало много споров и недопониманий. В пятистах метрах от того спуска был менее опасный, я бы даже сказал безопасный спуск, который был обнаружен уже после того, как мы спустились. Возможно, если бы группа спустилась по нему, все было бы не так печально.

Отобедав возле родника, было решено разделиться — т.к. Маринка спала, Калян и Танюха остались с ней, а все остальные благополучно добрались домой в лагерь. К вечеру вернулись и Ковалёвы. Этот вечер в лагере был для нас всех последним (кроме художников, они оставались еще на некоторое время). Мы обсуждали и решали вопросы по нашему уезду и, в конце концов, мы (Ковалёвы и я) решили уходить отдельно от остальных. Калян предложил уехать в Симферополь с Ангарского перевала, переночевав перед этим на поляне МАН.

11-й день (07.07.2007) — Сворачивание лагеря. Ночевка на поляне МАН

Позавтракав, все готовились к отходу — собирали вещи, убирали территорию, и, наконец, слаживали палатки. Взяв с собой нужное количество едьбы, мы распрощались со всеми и двинулись в путь в сторону Демерджи. Возле «Трех дорог» мы остановились, чтобы уложить спать Маришу. Неподалеку от стоянки мы встретили Таню Л., которая рисовала ущелье Хапхал. Свою картину «Три дороги», она подарила Каляну с Танюхой, от которой те были в восторге :) Пока Росинка улаживала ребенка, мы с Каляном быстренько метнулись на г. Тырке, на которой за период лагеря так и не побывали. После нашего возвращения, чтобы не терять времени пока малая спит, было решено сделать ходку вперед и забросить рюкзаки куда-то на Демерджи. Так и сделали.
На поляне МАН мы оказались около восьми вечера, здесь стояли несколько отдельных компаний. Нашли подходящее место для ночлега, но дров поблизости не было, потому мы сразу, пока не стемнело, занялись их поиском. Насобирав достаточное количество дров и набрав из источника воды, мы наконец-то развели костер.

Ночевка на поляне МАН

Поужинав гречневой кашей с салатом из морской капусты :), все отправились спать.

12-й день (08.07.2007) — Отъезд

После завтрака я и Танюха сбегали на поиски пещеры МАН, но нашли лишь небольшой грот. Решив не терять времени, вернулись к Каляну, набросили рюбзики и отправились к Ангарскому Перевалу.

С грустью в глазах

Вместе с нами на Ангарский прибыла большая группа с рюкзаками, пришедшая со стороны Эклизи-Буруна. По ходу они тоже собирались уезжать, но в первый прибывший троллейбус не сели, в отличие от нас. В Симферополе мы сходили на рынок, прикупили еды, пообедали и отправились на свой поезд.

Заключение

Этот лагерь был первым в моей жизни. А в Крыму я был всего второй раз и успел за это время побывать на 4-х яйлах и насладиться чудесной природой. Бескрайние буковые леса, пересечения троп, скалистые обрывы и ждущие тебя вершины надолго остаются в сердце и зовут к себе снова и снова.
Место для лагеря было очень хорошим и представляло собой большую ровную площадку, на которой можно установить много палаток. Высокое и широкое кострище обложенное камнями было очень удобным для большой компании, как наша.

Всех накормим!

Так же было очень удобным наличие бревен и вертикально стоящих пеньков (в качестве столиков), разложенных возле кострища. От недостатка дров мы тоже не страдали — многолетние буковые леса полны сухих отличных дров. И, конечно же, несомненным и обязательным условием для лагеря является наличие по близости родника. Сулух-Оба, расположенный в стороне от дороги, вполне устроил нас.

Родник Сулух-Оба

Несмотря на недостаточную организацию и ряд недопониманий, можно сказать, что лагерь удался и очень даже хорошо. Многие его участники до этого не были знакомы между собой (а это в значительной мере сказывается на взаимоотношениях, особенно в условиях похода) и, конечно же, мнения часто расходились. Но вопреки этому мы отлично провели время, получили море удовольствия и массу положительных эмоций.
Единственное о чем я жалею, это то, что ни одной ночи не провел возле костра, уж очень хотелось спать…

Сайт создан в системе uCoz